Мир литературного произведения
В литературе произведении всегда особый художественно воссозданный мир. И как минимум их два: мир самого писателя и мир, который он создаёт — мир литературного произведения. Эти миры, в определённой степени, самостоятельны, но обязательно взаимодействуют друг с другом. Каждый создаётся по своим законам.
Мир писателя это мир его представлений. Он создаёт этот мир в зависимости от своих идей, идеалов, своего собственного осмысления жизни.
Мир литературного произведения в литературоведении обычно называется термином худ мир произведения. Он состоит из жизнеподобных форм — таких форм изображения, которые отражают в себе окружающий мир, но не документально, не фотографично. Он возникает от того, как сам писатель способен художественно осваивать и преображать действительность.
Художественный мир произведения:
- события (их можно анализировать, рассматривать отдельно);
- персонажи (тип поведения, общий образ, портрет, психология);
- вещи;
- пейзажи;
Эти компоненты появляются всегда в соответствии с волей автора и его идеей, они всегда особым образом смоделированы, и чаще всего передаются не с помощью прямого авторского описания, а в диалогах, монологах и древних речевых формах.
Создавая художественный мир, писатель всегда стремится сделать его предметным, чему способствует самая малая единица худ предметности — деталь.
Многие писатели и исследователи отмечали, что история развития литературы шла и развивалась по пути все более пристального всматривания в деталь. Это касается литературоведа, исследователя или того, кто пишет — нужно всматриваться в детали, продумывать их.
Но большинство читателей прежде всего интересуется не деталью, а героем и следит за событиями. И правильное понимание героя тоже даёт для читателя много. Героем является человек, но может быть и что-то другое, например, животное.
В поэзии гораздо раньше сложился другой образ, который заменял человека, например, дерево (Лерманов «Две пальмы»). Но, как правило, независимо от того, кто или что становится образом, всё равно автор, создавая его, думает о человеке и наделяет этот образ определёнными человеческими качествами. Возникает психология этого образа.
Человек, изображённый в лит произведении, в исследовательских работах может называться по-разному — герой (положительный, отрицательный). И по этому поводу существуют определённые спор: можно ли вообще отрицательного называть героем, т. к. слово «герой» изначально возникло применительно к определённому типу поведения — героическому. Поэтому, начали использовать другой термин, более нейтральный и не несущий в себе оценочной характеристики, — персонаж.
Персонажем в произведении можно называть и рассказчика и того, кто участвует в событиях, кого можно назвать героем.
Персонаж может являться в разных видах, например, может быть близким к реальному — додуманный, например, какое-то историческое лицо. ОТносительно к такому роду персонажа, можно выявлять степень авторской обдуманности. Автор должен сохранять в этом персонаже историческую личность, не нарушая её границ, но вносить коррективу, в зависимости от своей идеи.
Персонаж может быть полностью вымышленным и нереальным. Такие обычно встречаются в фантастических произведениях.
Ещё может быть переосмысленный литературный герой. Это, например, Робинзон Крузо, Дон Жуан.
Коллективный персонаж — толпа, которая выполняет в произведении определённую функцию.
С персонажем связывают такие понятия, как субъективное типическое (т. е. устойчивое). Типический персонаж отличается самостоятельностью. Типическое в персонаже позволяет говорить читателю и исследователю говорить об объективности. Но персонаж может выступать и как субъективное начало. Это рождается иногда из субъективного авторского понимания.
И типическое и субъективное проявляются прежде всего в поступках персонажа. Поступки — важнейшее средство, позволяющее выявить ценностные качества, ценность самого персонажа. Эти качества всегда связаны с той средой, в которой живёт персонаж. Поэтому при анализе персонажа нужно анализировать и среду, где главное — культура общества, культура в широком понимании.
Писателя интересует определённый тип ценностей. Это прежде всего эстетические, моральные, нравственно-религиозные, познавательные (связные с типом посвященности героя) ценности.
С помощью персонажа можно по-разному выражать эти ценности. Они могут проявляться в персонаже скрытно, не навязчиво, он может быть хранителем каких-то высоких ценностей, но героем, который никому их не навязывает.
Другой тип персонажа можно назвать идеологом — герой с яркой жизненной программой, который непросто хранит в себе определённые ценности, но и пытается внедрить их.
В зависимости от ценностных ориентаций, в литературе сложились повторяющиеся типы героев. Они время от времени появляются в разные эпохи и напоминают друг друга своим типом, хотя могут быть представителями разных веков и разных литератур.
По подсчётам исследователей, писатели чаще всего обращались к изображению авантюрно-героической личности. Эти личности обычно считали себя избранниками, созданными для какой-то борьбы. Причём диапазон такой личности, несмотря на похожесть, довольно широк. Это может быть идеолог, а может быть самозванец.
Подобный персонаж может встречаться не только в литературе, но и в фольклоре, и в мифологии. Литература заимствовала оттуда этот тип персонажа. И в мифологии и в фольклоре он не только сохраняет общие черты, но, кроме того, он многообразен, что зависит от того, к какой эпохе принадлежит, поскольку сама среда эпохи позволяет вносить туда отличительные черты.
В противоположность авантюрно-героическому персонажу, в литературе сложился тип идиллического (от слова «идиллия») героя. Этот тип возник давно, широко представлен в древнерусской литературе, и корни его во многом уходят в жанр жития, сложившегося в рамках церковной книжности. Но писатели, в частности, русские, этот тип персонажа стали использовать по-своему, и в то же время не разрушали в нём христианские начала. Наиболее выразительно этот тип использовался в творчестве Достоевского, Лескова и др.
Такой герой словно был создан для того, чтобы отвергнуть авантюрно-героического персонажа и внести в художественный текст совсем иные ценности, чем те, которые вносила авантюрно-героическая личность.
Идиллический герой всегда ориентирован на тесную связь с окружающим человеческим миром. Он считает себя причастным ко всем мирским делам и несёт в себе ценности скрыто, не рекламирует и не пропагандирует с помощью слова. В основном он это доносит до читателя через своё поведение, поступки.
Кроме этих двух персонажей, существует и такой, которого называют антигерой. У этого нет никаких ценностных ориентиров. Ценностная ориентация всегда связана с авторской задачей и определяется автором. Поэтому можно сказать, что автор связан со своими персонажам с помощью ценностных ориентиров. На этом крове соприкасаются в произведении мир автора и мир героя. И в этом соотношении можно понять мир автора и его задачу.
Но отношение автора и героя всегда двояки. Они могут быть близкими и, в то же время, удалёнными друг от друга. Это классический пример диалогичности в художественном произведении — А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Спор автора с героем увеличивает ценность произведения, поскольку увеличивает их равноправие. Эта проблема позволяет выявить, понять и проанализировав, в каких отношениях находится автор со своими героями. Когда самостоятельность героя усиливается, герой вырисовывается рельефнее, он начинает жить самостоятельной жизнью. В этом случае исчезает схематичность образа, увеличивается его жизненная заполненность. Но это касается только прозы или сюжетной поэзии.
Добавить комментарий