Поможем недорого и в кратчайшие сроки купить диплом с реестром
Поиск по сайту:
Календарь
Август 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Понятие о речи и ее функции. Билингвизм

Одной из важнейших человеческих потребностей является потребность в обмене информацией. Передавать и получать информацию можно лишь посредством знаков, точнее — знаковых систем. Эти знаковые системы могут быть вербальными (словесными) и невербальными (не словесными). Вербальные знаковые системы по-другому называют речью.

Речь — это система словесных знаков. Вопрос о сущности речи, ее возникновении и развитии, структуре и закономерности изучает языковедение. От речи как средства общения отличают вещание — психический процесс общения между людьми с помощью речи. Вещание является речью в действии. Общение речевое осуществляется по правилам конкретного языка и является продуктом исторического развития человечества. Вне общества возникновение речи невозможно, потому что она является социальным продуктом. Предназначенная для общения, она и рождается в общении.

Речь связана со всеми психическими процессами человека. На уровне ощущений она влияет на пороги чувствительности; на уровне восприятия — на такие его особенности, как осмысленность и обобщенность. Речь обеспечивает словесно-логическую и произвольную память; помогает создавать образы воображения и обеспечивает большую сосредоточенность внимания. Особенно тесно речи связана с мышлением. Слово является формой существования понятий, а благодаря предложению создаются и существуют суждения и умозаключения. Речь является обязательным компонентом для понятийного, теоретического и вербального мышления. Речь как психический процесс общения между людьми может вызвать радость и тревогу, успокоить и обидеть, т.е. вызвать различные эмоции и чувства. Значительную роль речь в виде самоприказов играет и в волевой регуляции поведения человека. Итак, речь является мощным фактором формирования человеческого сознания.

Рассмотрим функции речи в психической деятельности человека. В сфере общения речь выполняет коммуникативную и экспрессивную функции. Коммуникативная функция (от лат. communico — общаюсь с кем-то) одна из основных и заключается в том, чтобы с помощью речи передать определенную информацию. Эта информация должна повлиять на поведение, решения или чувства другого человека. Экспрессивная функция (от лат. еxpressus — выразительный) является одной из первичных и выражается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и партнеру по общению. Это достигается за счет использования таких слов, как «Ох», «Ай», «Bay» и т.д., а также через интонацию и модуляцию голоса.

В сфере мышления речь выполняет сигнификативную и гностическую функции. Сигнификативная функция (от лат. significo — подаю знак, выражаю) — это обозначение предметов и явлений с помощью слов и словосочетаний. В результате образуются понятия — одна из логических форм мышления. По этой функции речь человек отличается от коммуникаций животных. Звук, который издает животное, может выражать страх, голод, удовлетворение и т.п., но никогда не обозначает предметы или явления. Выделение с помощью речи существенных сторон и отношений предметов и явлений обеспечивается гностической функцией (от гр. gnosis — познание), или функцией обобщения. Эта функция действует на этапе формирования суждений и умозаключений.

В сфере управления речь выполняет функции планирования и регулирования. Функция планирования обеспечивает составление плана поведения и программы действий и в результате побуждает человека к определенной деятельности. С помощью регулятивной функции упорядочивается наше поведение и деятельность, а также деятельность других людей. Особенно это касается произвольных психических процессов: произвольной памяти, восприятия, внимания и т.д.

В социальной сфере вещание выполняет общественно-историческую функцию, которая связана с передачей при помощи языковых средств общественно-исторического опыта человечества. Это реализуется в фольклоре и народном творчестве.

Большинство людей, которые с рождения живут в двуязычной среде, сталкиваются с проблемой билингвизма (от лат. bis — дважды, lingua — язык), или двуязычия — одновременным усвоением ребенком в раннем возрасте (в основном до 4 лет) двух языков. Для каждого билингва один из языков является первым, основным в мышлении и общении, а другой — вторым, который используется реже или в специальных сферах, например, в учебном заведении, профессиональной деятельности, при официальном общении и т.п. . Для билингвов часто характерна четкая связи «человек-язык». С одним человеком они говорят на одном языке, с другим — на другом.

Переход в процессе общения с одного языка на другой требует переключения кода. Это переключение бывает неполным, например, лексика и грамматика у человека одного языка, а фонетика другого.

В разных странах отношение к билингвизму определяется конкретной политической и социальной ситуацией. Так, в Европе свободное владение двумя языками является свидетельством определенного уровня культуры, в США это скорее признак того, что человек приехал в эту страну недавно и еще не ассимилировался, в Украине — это проблема национальной идентификации.

Но не мешает ли билингвизм развитию ребенка? Исследования показали, что, наоборот, знания сразу двух языков, правда после их полного освоения, способствуют лингвистическом, когнитивному и культурному развитию ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>